Православные называют его День Преображения Господня. Дата праздника не меняется, как у некоторых церковных дат. Его празднуют 19 августа.
Этот праздник — наиболее известных из трех праздников урожая, которые посвящены Иисусу Христу. Они отмечаются в конце лета, символизируя окончание теплого времени года и подготовку к осени, а затем и к зиме. В этих традициях смешались древние языческие обычаи крестьян и догматы Церкви.
Самый первый спас — медовый. Он празднуется 14 августа. Церковные служащие называют его также Происхождением честных древ Животворящего Креста, и в честь него освящают мед. Верующие несут в церковь сезонные сорта — липовый гречишный и другие. Яблочный спас — второй по очереди праздник урожая. Он входит в 12 наиболее важных дней церковного календаря. В этот день освящают яблоки.
Третий и последний спас — ореховый. Его празднуют 29 августа. По церковному календарю это день Нерукотворного образа Христа. Традиционный сорт орехов, которые принято освящать в этот день — лесной (он же фундук), однако четких указаний нет. Можно принести в церковь и зерно, не зря же второе название этого спаса — хлебный.
Обратимся к истории. Источники праздника корнями уходят в Евангелие. По нему, именно в день Преображения Господня апостолы увидели две сущности Христа — человеческую и божественную. В честь этого и была установлена памятная дата.
В каком точно году Церковь начала праздновать яблочный спас, неизвестно. Однако предания говорят, что верующие начали отмечать яблочный спас еще в четырнадцатом веке, и в самом начале не было четкого дня торжества. Однако уже в семнадцатом веке церковь установила дату — 19 августа. И с тех пор дата не менялась.
Традиция обязывает церковнослужителей проводить службу в белых одеяниях. Это принято считать данью свету, который исходил от Христа, когда он явил апостолам свое божественное воплощение. Прихожане тоже стараются выбирать более светлые оттенки одежды. После основного торжества духовенство читает молитву для освящения урожая, а затем окропляет его святой водой. Сохранились древние описания церковных обрядов — изначально в яблочный спас освящали виноград, для которого есть отдельная молитва. Однако, в русском православии яблоки были призваны заменить традиционный виноград. Нет никакого специального сорта, который обязательно приносить в церковь — можно принести урожай любой яблони. Для яблок Русская Православная Церковь использует отдельную молитву.
В день праздника нельзя выполнять сложную физическую работу, однако более строгих запретов нет. Исключение делается для срочных дел, которые нельзя отменить. Верующие в медовый, ореховый и яблочный спасы не играют свадьбы, поскольку в эти дни венчание в церкви не проводится.
По традиции в этот день принято почитать усопших родственников, а друг другу желают добра, мира и процветания. После службы и освящения яблок верующие пекли пироги, которыми угощали соседей и родных. Пекли не только ароматную выпечку — с этого дня уже начинали запасаться яблочным вареньем на зиму. Считалось, что оно получается особенно вкусным.
Молодые девушки в спасы гадали на суженых, и желали себе поскорее выйти замуж за достойного человека, заговаривая яблоки, мед и орехи. А пожилые смотрели на погоду: ведь принято считать, что если на Спас установилась холодная погода, то и в январе нужно будет готовиться к суровым морозам. Сухой же день «обещал» жаркое Бабье лето, а дождливый — промозглую осень.
Поздравляют ли как-то по особенному в этот день? Нет, четких рамок, как, например, на Пасху, не существует. В Церкви служащие поздравляют прихожан с Днем Преображения Господня, а между собой верующие говорят проще: «С Яблочным спасом!».