Вино послужило источником вдохновения для многочисленных легенд и мифов у разных народов мира. В большинстве своём эти истории фокусируются на богах, покровительствующих ему. Но в некоторых мировых религиях вино само по себе играет заметную роль. Разбираемся в статье, как вино стало частью божественного.
В иудейской вере вино является важным дополнением к Пасхе. Её отмечают весной в память об исходе еврейского народа под предводительством пророка Моисея из египетского плена. Во время ритуальной семейной трапезы (седера), которая устраивалась в начале Пасхи, было принято выпивать четыре чашки вина, наклонившись влево. Этот напиток символизирует свободу, а цифра 4 — повторяющаяся тема во всех еврейских религиозных текстах.
В христианской Библии есть несколько разделов, посвященных вину. Например, Ной после великого потопа посадил виноградник. В этих текстах вино часто рассматривается как дар Божий, а его обилие являлось признаком благословения. Кроме того, этот напиток служил символом крови Христа во время Евхаристии, или Тайной Вечери. В современных христианских традициях вино используется во время причастия, что также символизирует кровь Христа в связи с Тайной вечерей.
Согласно персидской легенде о появлении вина в 4000 году до н.э. птица принесла к ногам царя семена. Тот посадил их — выросли лозы и виноград. Его собирали и отправляли в царские хранилища. Со временем виноград ферментировался и выделял темную жидкость — вино. Любопытно, что тогда его считали ядовитым. Одна из жен царя даже пыталась покончить жизнь самоубийством, выпив жидкость, но не добилась желаемого. Её обнаружили счастливо поющей и танцующей. Она стала первым человеком, опьяненным вином.
Первоначально Дионис был греческим богом природы, плодородия и растительности, но позднее стал известен главным образом как бог вина и удовольствий. Хотя он и восседал на горе Олимп вместе с другими богами, на самом деле он полубог, так как родился у Зевса и смертной Семелы, дочери царя Фив.
Дионис много путешествовал и, где бы ни появлялся, сажал виноградные лозы и обучал народ виноградарству. Его всегда сопровождали сатиры (демоны) и вакханки. В честь Диониса повсеместно устраивались пышные празднества. Чрезмерное пьянство и разврат, которые на них царили, привели к появлению слова «вакханалия». Интересно, что вакханалии быстро завоевали популярность среди женщин, а мужчины относились к культу Диониса враждебно.
Дионис часто принимал звериное обличье, поэтому ассоциировался с различными животными. Его личными атрибутами были венок из плюща, тирс и кантарос — большой кубок с двумя ручками. В раннем греческом искусстве Диониса изображали как достойного пожилого мужчину с бородой, позднее — красивым обнаженным юношей. Но неизменно рядом с ним была бочка с вином, либо он держал в руке гроздь винограда, либо его голову венчал венок из лоз. Вакхические пирушки были излюбленным сюжетом художников-вазописцев.
Энотропы, или Дарители вина, — очаровательные персонажи греческой мифологии, известные своей чудесной способностью превращать что угодно в вино. Этой способностью их наделил Дионис. Во времена голода энотропы использовали свой дар, чтобы поддержать народ. Их история подчеркивает божественную природу вина в греческой культуре, где оно считалось священным веществом, способным преобразовывать реальность. Чудесные способности энотропов также отражают мистические свойства, приписываемые вину. Его считали не просто напитком, но и божественным даром, который может питать и поддерживать человека.
Церон, возможно, не так известен, как некоторые другие божества, но его роль в греческой мифологии поразительна. Он был богом смешивания вина, что на самом деле было важнейшим аспектом греческой культуры питья. Греки часто добавляли в вино воду, чтобы смягчить его крепость и растянуть дискуссии и общение. Контролируя эту практику, Цераон гарантировал, что вино будет сбалансированным и позволит наслаждаться опьянением цивилизованным образом. Эта умеренность отражала более широкие греческие ценности гармонии и самоконтроля. В каком-то смысле Церон был хранителем вдумчивого и ответственного употребления вина, способствуя пониманию того, что оно выходит за рамки простого опьянения.
Как божество земледелия и плодородия, Либер покровительствовал успешному сбору винограда и производству вина. Но в римской культуре этот бог олицетворял не только сельскохозяйственные аспекты производства вина. Он символизировал освобождающее действие этого напитка, его способность укреплять социальные связи и увеличивать удовольствие от жизни. Его двойная роль бога плодородия и свободы подчеркивает взаимосвязь сельскохозяйственного успеха и социального благополучия, отражая важность вина как в общественной, так и в частной сферах римской жизни.
В Древнем Риме дважды в году отмечали религиозный праздник под названием Либералия. Осенью он выпадал на время сбора винограда и сопровождался разнузданностью, доходящей до разврата. Со временем культ Либера слился с почитанием Вакха в единое целое, однако изначально этот покровитель плодородия был совершенно самостоятельным божеством.
Вакханалии — праздники, посвященных Вакху, который пропагандировал пьянство и свободу делать всё что угодно, и сам следовал своим заветам, были известны своим диким, разнузданным весельем. Но он занимался не только вечеринками. Его считали богом, который мог освободить людей от повседневных забот и социальных норм, побуждая их принять свою истинную сущность. Он олицетворяет радость и хаос, которые может принести вино, отражая сложные отношения человека с этим древним напитком.
Шезму — древнеегипетский демон-бог подземного мира, покровитель масел и винного пресса. Он отвечал в том числе за масла для бальзамирования. Египтяне традиционно хоронили мертвых с помощью мумификации. Кроме того, они снабжали покойного вещами для загробной жизни, в том числе вином. Так, фараона Древнего Египта Тутанхамона хоронили с красным вином. Египтяне пили именно его. Белое вино появилось в Поднебесной.
Шезму предлагал мертвецам в их путешествиях в загробном мире пить красное вино. А преступникам отрывал голову и бросал ее в винный пресс, чтобы выжать кровь, как если бы это был виноградный сок. На протяжении всей египетской истории, с ранних династических времен до римского периода, бога Шезму считали одновременно добрым благодетелем и жестоким судьей для тех, кто этого заслуживал. Его изображали человеком с головой льва или ястребом.
Древнеегипетская богиня Хатор связана с любовью, красотой, музыкой и опьянением. Она покровительствовала производству и потреблению вина, которое играло значительную роль в религиозной и общественной жизни Египта. Хатор часто изображали с коровьими рогами, она была заботливым и радостным божеством, приносившим людям счастье и праздник.
Фестивали Хатор представляли собой оживленные мероприятия с музыкой, танцами и выпивкой, что отражало её роль богини праздника и веселья. Вино занимало центральное место в этих праздниках, символизируя благословение Хатор и удовольствия земной жизни. Её связь с вином подчеркивает его важность в древнеегипетской культуре, где оно было не только источником радости, но и средством соединения с божественным и прославления циклов жизни и природы.
Эш, которого называют богом вина и оазисов, является менее известным в древнеегипетской мифологии. Его считали хранителем пустыни и её драгоценных оазисов, жизненно важных для жизни и пропитания. Связь Эша с вином проистекает из его роли защитника этих плодородных регионов, где выращивался виноград и производилось вино.
В древнеегипетском обществе оазисы представляли собой святилище и источник жизни посреди суровой пустыни. Эш, как бог, наблюдающий за этими территориями, стал ассоциироваться с щедростью и плодородием, которые они обеспечивали, включая производство вина. Эта ассоциация сделала его символом процветания и праздника, поскольку вино играло значительную роль как в религиозных ритуалах, так и в повседневной жизни Египта.
Зерновые вина были важной частью древних китайских обрядов и придворной культуры, но их изобретение нельзя с уверенностью приписать одному человеку. Одна китайская легенда приписывает изобретение алкогольных напитков Ду Кангу, который стал обожествленным покровителем виноделов Китая и Японии. Неизвестно, где, когда и жил ли на самом деле Ду Канг. Иногда его называют министром Желтого императора или правителя Ся Шао Канга. История Ду Канга упоминается в стихах Цао Цао III века. Якобы он случайно наткнулся на процесс ферментации, приведший к созданию вина. Это счастливое открытие оказало глубокое влияние на китайскую культуру, в которой вино стало символом праздника и гостеприимства. Он часто упоминается в классической поэзии, символизируя радость и горе, которые может принести вино. Его имя стало синонимом высококачественного вина. Это имя носит современный китайский винный бренд.
Другая китайская легенда гласит, что Йиди, бог вина и алкоголя, помог дочери императора Юе сделать особый подарок отцу. Йиди создал из перебродившего винограда пряный напиток — вино. Императору оно показалось слишком крепким. Поэтому Йиди потратил годы на эксперименты, пока не создал привычное вино. Но император усмотрел в новом напитке опасный соблазн. «Оно заставит какого-нибудь будущего короля потерять свое королевство», — заявил он. И вместо того, чтобы вознаградить Йиди, наоборот, запретил производство пьянящего напитка. Примечательно, что это был первый зафиксированный запрет в Китае.
Однако запрет продержался недолго — его снял сын императора, когда взошёл на престол после смерти отца. И вино стало церемониальным напитком — его преподносили богам в бронзовых сосудах размером с ванну, украшенных животными, странными монстрами и сложными письменами. После ритуала все присутствующие могли выпить с позволения ведущего церемонии. Примечательно, что отголоски этих ритуалов дошли до наших дней: так, в День подметания гробниц, или в Праздник чистоты и ясности (по-китайски — Цин Мин), люди всё еще предлагают усопшим алкоголь и еду.
Акан — бог медовухи, или медового вина, у племен майя. Акан создал Balché, коктейль на основе меда, который послужил прообразом медовухи. Воины перед битвой пили этот ферментированный напиток и даже ставили клизмы, полагая, что его опьяняющий эффект придаст им силы и храбрости.
Древние майя представляли его как шумного и весёлого бога, который любил вечеринки и был душой компании. Он не только ассоциировался с употреблением алкоголя, но и олицетворял дух веселья и праздника. Акан часто изображался с преувеличенными чертами лица и в утрированных позах, что подчеркивало его неуправляемый и дикий нрав. Эта гиперболизация отражала суть природы бога, который упивался своей эксцентричностью и непредсказуемостью. Необузданную энергию и силу ему давало опьянение. Хаотичная природа этого бога служила напоминанием о дуалистичности человеческого существования, наполненного как светлыми, так и темными силами.
Как правило, Акана изображали вместе с Какочем, богом творчества майя. Считалось, что они были друзьями и собутыльниками. И если Акан олицетворял собой дикую природу человека, то Какоч — творческую силу, поддерживающую мир. Связь двух богов демонстрировала хрупкий баланс между хаосом и порядком, праздником и созиданием, который определял восприятие существования майя и символизировал дуалистическую сущность их культуры. Майя верили, что, понимая и почитая этих богов, они смогут охватить весь спектр человеческого опыта — от веселья до созерцания, от хаоса до созидания.
Опьянение для майя было не только бегством от реальности или проявлением гедонизма, но и духовной практикой, позволяющей соединиться с божественным и напрямую общаться с духами. Для того чтобы стать ближе к Акану, они напивались практически до беспамятства. Майя думали, что в таком состоянии смогут хотя бы мельком увидеть бога. Жрецы и духовные лидеры использовали опьянение для входа в измененные состояния сознания. Они считали, что так смогут получать послания от богов и мудрые советы в вопросах сельского хозяйства, войны и повседневной жизни.
Интересно, что хотя Акана и называют богом вина, оно впервые было завезено в Южную Америку испанскими конкистадорами.
Варуни — индуистская богиня вина и побед. Хотя о ней мало что известно, в найденных записях говорится, что она соблазняла людей и делала их одержимыми ею. Варуни стала любимицей Индры, царя дэвов (существа, более сильные, дольше живущие и более удовлетворённые жизнью, чем люди), который взял ее в Сваргу, свою обитель над небом, чтобы она сделала его счастливым, пока он смотрел, как танцуют апсары (полубогини в индуистской мифологии, аналоги нимф в греческой мифологии) и поют гандхарвы (полубоги, мужья или возлюбленные апсар, певцы и музыканты). Варуни также связана с Баларамой, братом Кришны, — иногда её называют его женой. Их изображали в пьяном виде: она держит горшок, а он чашку. Баларма — счастливый простой старший брат, который быстро выходит из себя и так же легко успокаивается.
Агуна, или Ангуна, считается одним из богов вина на Кавказе. Он связан с изобилием, плодородием и духовным значением вина в грузинской культуре. В мифологических текстах Агуну часто изображают защитником виноградников. В частности, в регионах западной Грузии, таких как Гурия и Лечхуми, издавна сохранились ритуалы и церемонии, посвященные этому божеству. Тот факт, что слово «ангур» на персидском языке означает «виноград», указывает на культурные и языковые связи между грузинской мифологией и персидской культурой.