Современный театр вышел из древнегреческого, который возник как раз благодаря культу виноделия.В честь бога Диониса, который считался покровителем виноделия и виноградарства, устраивали празднества. Именно на них начали показывать сценки, которые по сути стали первыми театральными постановками. Греки облачались в козлиные шкуры, приделывали себе бороды из дубовых листьев, разрисовывали лица или надевали козлиные маски и перевоплощались в сатиров.
Читайте также
Для народов Средиземноморья эпоха варварства закончилась, когда они научились выращивать оливки и виноградную лозу. Древние греки стали первопроходцами по части виноградарства и виноделия. Благодаря торговле и колонизации наработанные ими методы просочились на территории нынешней Франции, Италии, Австрии и России, а также других стран.
В Греции виноградарство зародилось еще в период позднего неолита, а к раннему бронзовому веку выращивание винограда в домашних условиях получило широкое распространение. Минойская цивилизация, которая сформировалась на Крите в середине IV тысячелетия до нашей эры, стала самой развитой цивилизацией в Европе. Именно минойцы изобрели письменность, научились выплавлять бронзу, делать керамические изделия и создавать многоэтажные дворцы с водопроводом и канализацией.
Минойская цивилизация вела активную торговлю с Древним Египтом и переняла их методы виноделия. Вероятно, они передались и Микенской цивилизации, которая образовалась в Греции в II тысячелетии до н. э. и переняла у минойцев государственное устройство, письменность, фресковую живопись и, скорее всего, принципы кораблестроения. Микенцы отстроили несколько городов, впоследствии ставших городами-государствами — например, Афины, Спарту и Фивы.
Дегустации в районе Тамани
У минойских дворцов, как удалось выяснить во время раскопок, были виноградники. В 1961 году в Като-Закрос был обнаружен минойский эквивалент деревенской виллы, предназначенной для производства вина. А один из самых ранних известных винных прессов нашли в Палекастро на Крите. Именно с этого острова, предполагают исследователи, виноградарство распространилось на другие острова Эгейского моря и, вероятно, на материковую Грецию.
В минойской культуре середины II тысячелетия до н. э. вино подавали в чашах питья в форме рогов, называемых ритами. Это была отсылка к быку, который считался священным животным. Виноград был значимой сельскохозяйственной культурой, наряду с оливками и зерном, необходимыми для жизнеобеспечения и развития общества. Более того, древнегреческий календарь соответствовал сезонам виноделия.
Найденные при раскопках остатки амфор свидетельствуют, что микенцы активно торговали вином по всему древнему миру — например, на Кипре, в Египте, в Палестине, на Сицилии и в южной Италии. Со всеми крупными торговыми партнерами греки торговали ещё и своими знаниями в области виноградарства и виноделия, а также продукцией собственного производства. Археологи обнаружили миллионы частей амфор с уникальными печатями различных городов-государств и островов Эгейского моря, что демонстрирует масштабы греческого влияния. Гроздья винограда, виноградные лозы и винные кубки, украшающие греческие монеты тех времен, свидетельствуют о важности вина для древнегреческой экономики.
Винные экскурсии в Краснодарском крае
Правда, не все методы греческого виноградарства получили широкое распространение в других винодельческих регионах. Дело в том, что некоторые греческие виноградари прибегали к мистическим обрядам для защиты лоз от болезней и непогоды. Например, два работника виноградника разрывали живого белого петуха пополам, а затем каждый носил одну половину по периметру виноградника в направлении, противоположном другому. Там, где они встречались снова, хоронили труп птицы.
В эпоху Микенской цивилизации вино обрело большее культурное, религиозное и экономическое значение. К тому периоду относятся первые упоминания о Дионисе — греческом боге вина. Так виноделие нашло отражение в мифологии. Кроме того, в ней появился такой герой, как Аристей. По одной из версий, он научился методам производства алкогольных напитков, таких как вино, эль, пиво, кикеон, медовуха, кумыс, абсент и т.д. от своего дяди Диониса, а тот — у мудрого старого сатира Силена. По другой — это Аристей был тем, кто научил этому Диониса. В любом случае, Аристею поклонялись как защитнику виноградной лозы, виноградников и виноградарства, в то время как Дионис был богом вина и виноделия.
В Афинах в честь Диониса в рамках религиозных праздников устраивали представления, на которых в том числе прославляли его в лирических стихотворениях, называемых дифирамбами. Торжественная часть празднеств стала прародительницей трагедии, а веселая — комедии.
На греческом «трагос» означает «козел», а «одэ» — песнь. Соответственно, дословным переводом слова «трагедия» будет «песнь козла». Диониса прославляли его спутники сатиры — козлоногие существа. Поэтому во время представлений греки представали в козлиных шкурах и козлиных масках, а также с длинными бородами из дубовых листьев. По мере развития жанра греческой трагедии она обрастала новыми сюжетами и героями — фигурировали Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и другие.
На греческом «комос» — шествие пьяной толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками. Следовательно, если переводить с греческого слово «комедия», то это «песнь комоса». Если трагедии почти всегда рассказывали истории из мифического прошлого (не было «современной» трагедии), то в комедиях почти всегда были современные персонажи и проблемы. Актеры изображали исключительно бытовые сюжеты — например, кражу ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к больному и т.п. Впоследствии в комедиях стали появляться элементы социальной и политической сатиры. Актеры говорили о проблемах политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.
Экскурсии на винодельни рядом с Анапой
Представления устраивались в театре под открытым небом. Это были площадки в центрах городов или рядом со склонами холмов, где зрители, стоя или сидя, могли смотреть и слушать хор, поющий о подвигах бога или героя. С конца VI века до н. э. до IV и III веков до н. э. происходила постепенная эволюция в сторону более сложных театральных структур, но основная планировка греческого театра осталась прежней.
Почти всегда в представлениях было задействовано только три актера, сколько бы говорящих персонажей ни было в пьесе. Сыграв одного персонажа, они меняли маски и костюмы, и возвращались на сцену уже в роли другого героя. Представления показывали на конкурсной основе, по итогу между пьесами распределялись первое, второе или третье места.
Дегустация и фотосессия на винодельне
У греческой трагедии была довольно простая структура. Сначала был пролог, который произносился одним или двумя персонажами до припева. Пролог давал мифологическую подоплеку, необходимую для понимания событий пьесы. После звучала песня, исполняя которую, хор впервые входил в оркестр и танцевал. Затем шли эпизоды, во время которых персонаж и хор разговаривали. В конце каждого эпизода другие персонажи обычно покидали сцену, оставался хор, который танцевал и пел хоровую оду. Традиционно она представляла собой размышление о сказанном и сделанном в эпизодах. В финальной сцене хор пел песню, в которой было мудрое напутствие, связанное с сюжетом и исходом пьесы.
Существуют исторические свидетельства, что греческая трагедия уже во второй половине VI века до н. э. была достаточно развитой. Благодаря жившему в ту эпоху первому афинскому поэту-трагику Феспиду появилось нововведение. Он выделил в хоре солиста, которого стали называть «гипокритом», что в переводе означает «ответчик». Первая пьеса Феспида была поставлена весной 534 года до н. э. Эту дату принято считать годом рождения мирового театра.