Один из самых красивых видов Переславля — церковь Сорока Мучеников на берегу Плещеевого озера. Ее святых покровителей на Руси всегда особо почитали — с днём их памяти связанная старинная народная традиция. Подробнее о ней и об истории храма — в нашей статье.
В 313 году император Константин объявил свободу вероисповедания в Римской империи. Для христиан это было радостной вестью — новый закон должен был положить конец гонениям на них. Соправитель Константина Лициний поставил свою подпись под указом о свободе веры. Однако в подконтрольных ему областях империи преследование христиан продолжилось. В 320 году Лициний открыто выступил против Константина и официальным указом повелел расправляться с людьми, отказывающимся почитать языческих богов. Для христиан даже формальное поклонение идолам было вероотступничеством, поэтому повеление императора стало для них приговором.
В это время в армянском городе Севастия, расположенном на территории современной Турции, стояло римское войско под начальством ревностного язычника Агриколая. Среди подчиненных ему воинов было сорок исповедующих христианство. Исполняя указ императора, военачальник приказал всему войску принести жертвы языческим богам. Воины отказались, за что были брошены в темницу. Агриколай надеялся этим устрашить их. Но воины упорно отказывались поклоняться идолам, указывая на принятый Константином закон о свободе вероисповедания.
В тот же период в Севастию приехал знатный сановник Лисий, который по сговору с военачальником учинил над воинами суд, обвинив их в дезертирстве. За отречение от Христа им предлагали помилование, но воины остались непреклонны. Тогда их связали и привели к озеру. В тот момент была зима и ночи стояли очень холодные. Заставив воинов раздеться, их обнаженными поставили на лед, выставив на берегу стражу. Чтобы сломить волю мучеников, рядом с озером растопили баню и объявили, что желающий спасти свою жизнь, может зайти туда, но нужно отречься от Христа и объявить об этом стражнику.
Воины остались стоять на льду, ободряя себя молитвами и пением священных гимнов. Лишь после полуночи один из них, не выдержав страданий от нестерпимого мороза, вышел на берег к растопленной бане. Но едва зайдя в неё и вдохнув жаркий воздух, отступник упал на землю мертвым — слишком велик был перепад температур. Когда ночь близилась к рассвету, стражники на берегу уснули — бодрствовать остался лишь один, по имени Аглаий. Неожиданно он увидел, как над головами мучеников просиял яркий свет в виде венцов. Пораженный этим видением и мужеством севастийских воинов, Аглаий разбудил других стражников и объявил им, что уверовал в Христа и готов умереть за него вместе с другими. После этого он снял с себя одежду и вышел на лед. Воинов-мучеников вновь стало сорок.
Утром к озеру пришли их обвинители и с удивлением обнаружили, что христиане пережили морозную ночь и восхваляют Бога вместе с одним из стражников. В гневе язычники вывели воинов со льда, перебили им голени, а затем сожгли их тела. Обугленные кости были брошены в реку, чтобы местные христиане не смогли их с честью похоронить. Однако согласно житию мучеников спустя три дня после смерти они во сне явились епископу севастийскому Петру и указали место, где в воде покоились их останки. Христиане города действительно обнаружили их в воде в указанном месте и похоронили их, прославляя подвиг святых воинов.
Точных сведений о дате постройки церкви в Рыбацкой слободе Переславля до наших дней не дошло, однако известно, что храм в этом месте стоял уже в первой половине XVII века. Деревянный храм, освященный в честь сорока Севастийских мучеников, считался летним, в холодное время года службы в нем не проводили. В 1652 году рядом с ним построили теплую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в которой можно было и зимой проводить богослужения.
По мере ветшания деревянные храмы перестраивали, пока наконец во второй половине XVIII не возвели на их месте большой каменный храм. Именно им любуются сегодня жители города и туристы, приезжающее в Переславль-Залесский на берег Плещеевого озера. Церковь состоит из двух приделов, освященных, как и деревянные храмы ранее, в честь сорока мучеников Севастийских и Покрова Пресвятой Богородицы.
В XIX веке храм имел большой приход, но из-за своего небольшого размера считался приписным к Введенской церкви, расположенной на противоположном берегу озера. После революции храм Сорока мучеников остался действующим, хотя приходская жизнь становилась для верующих всё сложнее. В 1922 году были изъяты церковные ценности, а 1937 году храм по указу властей закрыли. В здании церкви в советское время размещались библиотека, спасательная станция и слесарские мастерские. В 1995 году храм был возвращен русской православной церкви, с этого момента началось возрождения прихода. Церкви требовался серьезный ремонт — ее внутреннее убранство было полностью уничтожено. Длились работы по его восстановлению много лет, роспись собора завершили лишь в 2016 году.
Расписание богослужений:
Божественную литургию в храме Сорока Мучеников служат в субботу, воскресенье и праздничные дни.
7:00 — часы
7:30 — исповедь
8:00 — Божественная литургия
Накануне перед литургией в 17:00 часов в храме проходит Всенощное бдение. По четвергам в 17:00 читается акафист сорока мученикам Севастийским. После окончание чтения в храме проходят огласительные беседы для тех, кто намеривается креститься или повенчаться. Это разговоры со священником, когда он рассказывает о христианстве и таинствах. Людей, которые только изучают веру, называли раньше «оглашенными», потому что они слушают «глас» о Христе и хотят «провозгласить» себя христианами. Поэтому и беседы называют «огласительные».
Читайте также:
День памяти святых воинов-мучеников отмечается православной церковью 22 марта. В честь праздника облегчается строгость Великого поста и служится Литургия. На Руси памятный день в народе называли «Сороки» — по числу мучеников.
Крестьяне особо любили этот праздник и по традиции пекли на него булочки в форме маленьких птиц, называемых «жаворонками». Считалось, что они символизируют души мучеников, улетающие к Господу.
«Жаворонками» их называли не случайно — крестьяне подмечали, что именно в это время в конце марта эти птицы возвращаются с зимовки из жарких стран. Для простого народа праздник Севастийских мучеников соединялся с радостью от прихода о весны и служил напоминанием о близости Пасхи.
В день престольного праздника в храме Сорока мучеников в Переславле пришедшим на службу верующим раздают «жаворонков», сохраняя народную традицию.
Читайте также: