История обители охватывает семь столетий, за которые пустынный скит, основанный великим русским святым Сергием Радонежским, превратился в белокаменную крепость со множеством соборов. Рассказываем в статье, что сегодня посмотреть в любимом монастыре русских царей.
Датой основания монастыря считается 1337 год, когда Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) и его брат монах Стефан поселились в пустынном скиту на холме Маковец в 70 километрах от Москвы. В глухих местах они искали уединения для тихой молитвенный жизни. На холме братья возвели небольшую деревянную церковь в честь Святой Троицы. Посвящение это было не случайно: в XIV веке Русь страдала от татарского ига и вражды между князьями. Братья, молившиеся о спасении родной земли, решили посвятить храм Святой Троице — трём лицам единого Господа, нераздельным в абсолютной любви. Братья хотели, чтобы люди, видящие храм, оставляли вражду и вспоминали о необходимости единения.
После строительства храма Стефан прожил с братом недолго. Поняв, что путь пустынника не для него, он ушел в Богоявленский монастырь в Москве. Оставшись один, Варфоломей пригласил к себе старца Митрофана и попросил у него пострига в монахи. Свершилось это 7 октября — в день памяти мучеников Сергия и Вакха. Поэтому будущий преподобный получил имя Сергий. Он остался в своём скиту, ведя отшельническую жизнь. Однако в полном одиночестве он провел лишь несколько лет, затем к Сергию пришли другие монахи. Так возник монастырь, слава о котором быстро разнеслась по Руси.
Первым игуменом обители стал когда-то постригший Варфоломея в монахи старец Митрофан. Лишь после его смерти Сергий принял сан настоятеля — в этом проявилась его необыкновенная скромность, к позиции наставника он никогда не стремился. Сергий старался никак не выделяться среди других монахов, всегда носил самую простую и ветхую одежду, так что многие посетители принимали святого за обычного инока. За советом и духовным наставлением к нему приходили отовсюду, были среди его посетителей и простые люди, и знать. Князь Дмитрий Донской особо ценил преподобного Сергия, за благословением к нему он приехал перед битвой с войсками Мамая на Куликовом поле. Святой благословил князя, предсказав ему победу, и разрешил отправиться с ним на поле боя двум инокам — Александру Пересвету и Андрею Ослябе. Монахи-воины погибли во время сражения, став героями Куликовской битвы.
После смерти преподобного Сергия монастырь разделял с русским народом все выпадающие на его долю лишения. В 1408 году обитель была разорена ханом Едигеем, однако усилиями монахов быстро возродилась. На месте деревянных церквей стали отстраиваться каменные. Первым стал Троицкий храм, возведенный на месте небольшой церкви, построенной преподобным Сергием и его братом Стефаном. В этом храме крестили первого сына Василия III — будущего Ивана Грозного. После свадьбы со своей первой любимой женой Анастасией Иван Васильевич пешком дошел до Свято-Троицкого монастыря, где вместе с супругой в течение недели молился перед мощами преподобного Сергия. Впоследствии царь часто приезжал в обитель и щедро жертвовал средства на её строительство. К концу XVI века Троицкий монастырь стал крупнейшим в России.
В период Смуты монастырь пережил осаду польско-литовских войск, продолжавшуюся больше года. От нехватки продовольствия среди защитников монастыря началась эпидемия цинги, однако обитель смогла выстоять под напором неприятеля. Во время Стрелецкого бунта в 1682 году в монастыре нашла убежище царевна Софья и её малолетние братья Иван и Петр — будущий российский император. Достигнув совершеннолетия, последний начал бороться за власть со старшей сестрой и свою ставку организовал в стенах Троицкой обители. Из Москвы, где находилась Софья, в монастырь бежали бояре и стрельцы, чтобы присягнуть Петру Алексеевичу. Из Троицкой обители он уехал победителем — войска и знать встали на сторону нового царя. В годы правления он с уважением относился к Троицкой обители, но больших пожертвований из казны на ее содержания не делал — слишком внушительные средства требовались для строительства новой столицы на Неве.
Троицкий монастырь очень любила дочь Петра I Елизавета. При ней в обители велось масштабное строительство — возводили новые каменные здания и храмы. По повелению императрицы в монастыре была открыта духовная семинария для обучения будущих священников. В то же время Троицкая обитель получила почетный титул Лавры — такое звание получали самые значимые православные монастыри.
В XIX веке Свято-Троицкая Сергиева Лавра процветала. В 1814 году в нее была переведена Московская духовная академия — самое крупное религиозное учебное заведение в России. При монастыре работали больницы, богадельни, было открыто иконописное училище, куда принимали мальчиков любых сословий. Императорская семья многократно посещала Лавру, жертвуя средства на богоугодные заведения.
После революции для Лавры начались тяжелые времена. В 1919 году духовная академия была распущена, монахи были выселены, имущество монастыря конфисковано. Мощи преподобного Сергия были кощунственно вскрыты. Совет народных комиссаров принял решение часть помещений Лавры использовать под хозяйственные нужды, а часть — преобразовать в музей. С 30-х годов на территории монастыря началась реставрация, которая с перерывами длилась до 80-х. В ней принимали участие многие известные художники, археологи и историки. Монашеская жизнь на территории обители возобновилась после Великой Отечественной войны, когда государственная власть изменила отношение к церкви. В 1948 году в монастыре вновь открылась духовная академия.
С середины XX века началось постепенное возрождение Лавры, хотя в годы советской власти за монастырской жизнью постоянно следили органы госбезопасности. В 1993 году монастырь, основанный семь столетий назад преподобным Сергием, получил статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.
Адрес: Московская область, город Сергиев Посад, Красногорская площадь
На электричке. Из Москвы от Ярославского вокзала (станция метро Комсомольская) ходит пригородный электропоезд до Сергиева Посада. Поездка на нем занимает около полутора часов. От станции до Ларвы можно дойти пешком за 15 минут. Дорога проходит через Блинную гору, где расположена смотровая площадка с самым красивым видом на монастырь в городе.
Подробнее:
На автобусе. От метро ВДНХ до Сергиева Посада ездит автобус номер 388. Отправляется он от автобусной станции, расположенной на пересечении улицы Космонавтов и проспекта Мира, рядом с гостиницей «Космос». Дорога на автобусе при отсутствии пробок занимает около полутора часов. Автостанция в Сергиевом Посаде расположена рядом с железнодорожной станцией, поэтому путь от автобуса до Лавры такой же, как от электрички.
На машине. Расстояние между Москвой и Сергиевым Посадом составляет примерно 70 км. На автомобиле этот путь при отсутствии затруднений по дороге занимает примерно 1 час и 15 минут. С МКАД необходимо съехать на трассу М-8 «Холмогоры» (Ярославское шоссе), проехать до 62-го километра и свернуть на съезд в сторону Сергиева Посада. Монастырь расположен рядом с центральной городской улицей — проспектом Красной Армии.
При жизни Сергий Радонежский несколько раз совершал путь из Лавры в Москву и обратно и всегда проходил его пешком. В память об этом многие паломники стали повторять путь преподобного. Пешком в Свято-Троицкий монастырь приходили не только простые люди, но и знатные бояре и князья. Начало этой традиции положил князь Дмитрий Донской, много раз исповедовавшийся у преподобного Сергия. Любили ходить в Лавру на богомолье цари из династии Романовых. По приказу Алексея Федоровича вдоль дороги из Москвы в Сергиев Посад было построено несколько путевых дворцов, где царская семья и свита могли остановиться на ночь. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II посещали Свято-Троицкий Сергиев монастырь несколько раз и также проделывали путь пешком.
По дороге в Лавру считалось правильным посетить Радонеж — село, знаменитое целебным источником, забившим из земли по молитве преподобного Сергия, — а также Покровский Хотьков монастырь, где покоятся мощи его родителей. До революции дорога из Москвы в Лавру была самой известной паломнической тропой. Вдоль нее располагалось множество постоялых дворов и других заведений, где можно было поесть, отдохнуть или переночевать. В годы советской власти после закрытия монастыря традиция приходить в Лавру пешком практически сошла на нет.
Сегодня пешая тропа в Лавру возрождается, становясь популярной не только у паломников, но и у простых туристов. Создана подробная карта маршрута, который составляет 120 километров от Красной Площади до ворот Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пройти его можно частями, возвращаясь спустя время на точку, где остановилось путешествие, или разом — на это уйдет около трех дней. На карте маршрута указаны места, где можно поесть и остановиться на ночлег. Дорога пролегает мимо знаковых достопримечательностей: Тайнинского путевого дворца, дачи-музея Маяковского, усадьбы Мураново, музея-заповедника Абрамцево, Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря, села Радонеж и многих других.
Официальный сайт маршрута «Дорога в Лавру»: https://dorogavposad.ru/
Строительство величественного пятикупольного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы было начато по указанию Ивана Грозного в 1559 году, а закончено — в 1585 году уже после смерти царя. На освящении собора присутствовал его сын Федор Иоаннович с супругой Ириной Годуновой. Храм располагается в самом центре монастырской территории. Издалека видны его купола — золотой в центре и четыре голубых с золотыми звездами вокруг него. Цвет куполов символизирует, что храм посвящён Пресвятой Богородице. Синий цвет означает непорочность, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, воссиявшей на небе в день рождения Христа.
Первый каменный собор Лавры был возведен на месте старой деревянной церкви в 1422–1423 годах. Архитектурно храм принадлежит к памятникам раннемосковского зодчества. Фрески и иконы для собора были написаны группой мастеров под руководством Даниила Черного и Андрея Рублева. К сожалению, до наших дней старинные росписи не дошли, сохранился лишь небольшой фрагмент в алтаре храма. Самая известная русская икона «Троица» была также создана Рублевым для Троицкого собора. Сегодня его главная святыня — мощи преподобного Сергия Радонежского, которые хранятся в раке рядом с алтарем. Троицкий собор считается главным храмом Лавры, в нем ранним утром ежедневно проходит общий молебен, на который собирается вся братия монастыря.
К южной стене Троицкого собора примыкает небольшая церковь, освященная в честь близкого соратника и ученика преподобного Сергия — Никона, также названного Радонежским. Первая церковь, посвященная Никону, была возведена на этом месте в 1548 году, однако позднее была перестроена. Храм, который видят сегодня паломники и туристы, был возведен в 1623–1624 годах. Его архитектура связана с Троицким собором — стилистически и композиционно два здания составляют единое целое. В Никоновской церкви хранится одна из главных святынь Лавры — часть камня от Гроба Господня, привезенная в 1850 году из Иерусалима. К Никоновской церкви примыкает небольшое здание «Серапионовой палатки», где хранятся мощи многих святых мучеников и подвижников.
В западной части монастыря в 1635–1637 годах была возведена шатровая церковь, освященная в честь святых основателей Соловецкого монастыря. Инициатором строительства был келарь (заведующий монастырским хозяйством и столом) Александр Булатников. Монашество он принял в Соловецкой обители, откуда был отправлен в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Под его руководством монастырь отстраивался после осады в период Смуты. Храм был возведен над палатами, где располагалась монастырская больница. По этой причине церковь долгое время называли больничной.
Нарядная пятикупольная церковь расположена над вторыми, внутренними вратами у входа в Лавру. Построена она была в 1693–1699 годах на месте старой надвратной церкви, разобранной вместе с деревянными стенами обители. Новый храм был богато украшен и расписан, однако пожар 1746 года уничтожил всё внутреннее убранство. Впоследствии церковь несколько раз расписывали, сегодня внутри можно увидеть точно восстановленную в середине XX века роспись 1872 года. Фрески изображают разные события библейской истории, в основной связанные со святым Иоанном Предтечей.
Северо-восточнее от Троицкого собора расположена Духовская церковь, построенная в 1476–1477 годах псковскими мастерами. Звонница в ней распложена прямо под куполом — для XV века это было нестандартным архитектурным решением. Купол храма необычен — он голубой с золотой полосой и звездами. Обычно такой цвет связан с посвящением храма Пресвятой Богородице, однако в этом случае облик купола напоминает, что в день Пятидесятницы Святой дух сошел и на апостолов, и на деву Марию во время их совместной молитвы.
Самый маленький храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры посвящен знаковому событию из жизни ее основателя. Житие преподобного Сергия сообщает, что святой был удостоен видения Пресвятой Богородицы. Свидетелем этому был его ученик Михей Радонежский. Никоновская летопись сообщает, что незадолго до Рождества (предположительно в 1384 году) после вечерней молитвы перед иконой Божьей Матери Сергий Радонежский позвал своего ученика и поделился с ним, что ожидает чудесного явления. После этих слов в келье послышался голос «Се, Пречистая грядет». Сергий поспешно вышел в сени, где его озарил ярчайший свет, в котором ему явилась Божья Матерь, сопровождаемая апостолами Иоаном и Петром. С тех пор считается, что Пресвятая Дева Мария покровительствует Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Постройка трапезной церкви был начата в 1686 году, а закончена в 1692, когда в обители праздновали 300-летие преставления преподобного Сергия. Архитектурно храм относится к модному в конце XVII века стилю —нарышкинскому барокко, возникновение которого связано с боярским родом Нарышкиных, известным своим интересом к западной моде. Здания, построенные по их указам, стали промежуточным звеном между старым русским зодчеством и современной тому времени европейской архитектурой, на которую ориентировался Петр I при строительстве новой столицы.
Снаружи храм богато украшен росписью и резными архитектурными элементами, например колонами, увитыми каменными виноградными лозами. Тип храма с прилегающей к нему трапезной появился в России в XVI веке. Сегодня пространство трапезной палаты стало частью церкви преподобного Сергия, что увеличило ее площадь. Трапезная для братии, а также просфорня располагаются в подклете церкви.
Небольшая церковь расположена в северо-западном углу соборной площади. Построена она была в первой половине ХVIII века на месте, где до этого располагалась монастырская поварня. На ее стене находилась каменная резная икона Богородицы, считавшаяся чудотворной. Для прославления почитаемого образа императрица Анна Иоанновна повелела возвести каменную церковь. Деньги на строительство пожертвовал граф Разумовский, сумма на тот момент была огромной — 4654 рубля и 38 копеек. Осветили церковь уже при другой императрице, Елизавете Петровне, посетившей Лавру с двором и высокопоставленными приближенными.
Церковь расположена на втором этаже исторического здания Царских палат, примыкающих к зданию духовной академии. Семинария в Лавре была открыта в 1814 году в день Покрова — и церковь освятили в честь этого праздника. Постоянные прихожане храма — семинаристы и их духовные наставники. Храм известен своими хорами, в которых поют учащиеся духовной академии.
Слово кладезь означает «колодец». В Лавре он был устроен в 1644 году, когда рядом с юго-западной стеной Успенского собора открылся целебный источник. В конце XVII века над колодцем возвели часовню, которую украсили каменными резными элементами. Внутри до наших дней сохранилась роспись XIX века. Увидеть ее можно ежедневно с 9:00 до 21:00, когда часовня открыта для посещения.
Строительство четырехъярусной колокольни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры велось долго — с 1741 по 1770 года. Проект сооружения несколько раз менялся, в итоговом варианте колокольня стала самый высокой в России на тот момент. В ее звоннице находились купола разных размеров — от маленьких, имеющих тонкое звучание, до огромных, например Годуновского весом 1850 пудов (около 27 тон), отлитого во время правления Бориса Годунова, и Царь-колокола весом в 4065 пудов (около 65 тон). После революции старинные колокола уничтожили. Этот решение было воспринято многими, даже нерелигиозными людьми, как бессмысленный произвол — колокола Лавры были уникальным памятником исторической эпохи. В начале 2000-х было принято решение отлить для монастырской колокольни новые большие колокола. Сегодня молящихся на богослужение созывает Царь-колокол весом в 72 тонны — самый большой православный колокол в мире.
Читайте также: маршрут по Сергиевому Посаду
Богослужения в монастыре совершаются ежедневно практически во всех храмах. Расписание в них отличается в будни, выходные и праздничные дни.
В будни:
5:30 — Братский молебен и полунощница
6:30 — Божественная литургия
17:00 (по пятницам) — Соборный молебен с акафистом Божией Матери
С 8:30 до 20:30 в храме беспрерывно читаются молебны с акафистом преподобному Сергию.
В воскресенье и праздники:
5:30 — Молебен с акафистом преподобному Сергию
6:20 — Божественная литургия
17:00 — Соборный молебен с акафистом преподобному Сергию
С 8:30 до 20:30 беспрерывно читаются молебны с акафистом преподобному Сергию
В будни:
6:15 — Ранняя Божественная литургия
8:30 — Поздняя Божественная литургия
16:45 — Вечерня и утреня
В субботу и накануне праздничных дней в 17:00 служится Всенощное бдение. Сразу после службы начинается исповедь.
В воскресенье и праздники:
6:30 — Ранняя Божественная литургия
8:20 — Поздняя Божественная литургия
В будни:
С 6:20 до 9:00 проходит исповедь.
В воскресенье и праздничные дни:
С 5:30 до 7:30 и с 8:30 до 9:00 проходит исповедь.
В других храмах обители богослужения обычно совершаются в день памяти святого или события, в честь которого они освящены. В дни Великого поста и Светлой седмицы расписание богослужений в монастыре может меняться.
На территории Лавры работают два музея. Рядом с Троицким собором, ближе к монастырской стене расположена «Ризница». Это отделение Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, экспозиция которого собрана из уникальных предметов церковной утвари разных веков: киоты, иконы, облачения и многое другое. Важная часть экспозиции — вещи, связанные с жизнью основателя обители и его учеников.
График работы: ср – вс с 10:00 до 18:00; пн и вт — выходные дни
Цена билета: без экскурсии — 160 руб., с экскурсией — 460 руб.
В здании Царских чертогов расположен музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет». Это крупнейший музей русской православной церкви, который иногда называют Церковным Эрмитажем — в 10 залах находится более 20 тысяч экспонатов. Коллекция показывает развитие христианского искусства от римских катакомб до современности. Кроме старинных предметов церковного быта в коллекции находятся произведения великих русских и зарубежных художников, написанные на библейские сюжеты.
График работы: пн – пт с 9:00 до 18:00, сб с 9:00 до 17:00, вс с 11:00 до 18:00
За час до закрытия продажа билетов прекращается. В первую и последнюю неделю Великого поста, а также в первые три дня после Пасхи музей закрыт для посещения.
Цена билетов: от 200 руб.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра давно стала популярной туристической достопримечательностью, хотя в первую очередь это монастырь со строгим уставом. Поэтому во время визита в обитель необходимо соблюсти определенные требования. Нужно одеться аккуратно и закрыто. Женщинам не благословляется посещать монастырь в открытых топах и мини-юбках, мужчинам — в шортах и майках без рукавов.
Для удобства паломников и туристов на территории Лавры работают два кафе, трапезная и киоск, где можно выпить чаю с выпечкой и купить продукты монастырского производства, например сладкие коврижки и квас. Кафе «Келарский дворик» и «Сбитенная» находятся между Святых ворот и Предтеченской церкви, у самого входа в Лавру. В теплое время года рядом с ними часто ставят палатку, где продают монастырскую выпечку, сбитень и медовуху. Посетителям «Сбитенной» стоит обязательно попробовать сытные калачи с разными начинками. Полноценно пообедать можно в «Трапезной», расположенной в историческом здании Царских чертогов, которое находится в северной части монастыря, рядом с духовной академией.