Маленькое село Кукобой в Ярославской области известно как родина лесной колдуньи из русских сказок. Как попасть в гости к Бабе-Яге, какие древние поверья скрываются за её сказочном образом и к каким волшебным соседям заглянуть по дороге, рассказываем в статье.
В русских народных сказках Баба-Яга описывается как страшная старуха, обладающая волшебной силой и владеющая различными магическими предметами. Описания внешности отличаются, но самые известные её черты — костяная нога и нос, который «в потолок врос». Роль Бабы-Яги в сказках двойственна: в одних сюжетах она предстает как злое, коварное существо, похищающее детей и желающее зажарить главного героя в печи; в других —становится его проводником, указывает верный путь, например с помощью волшебного клубка. Исследователи фольклора сходятся во мнении, что такое противоречие неслучайно. Связано оно с ролью, которую лесная колдунья играла в мифах древних славян.
Исследователь фольклора В.Я. Пропп в книге «Морфология сказки» подробно разобрал, как за налётом волшебства и авантюрности разглядеть в детских сказках их истинные корни — древние мифы и ритуалы. Сюжет любой сказочной истории можно свести к одному слову — инициация. Главный герой сталкивается с вызовом, который ведет его в другой мир: в подземное царство, дремучий лес или волшебную страну. Пройдя ряд испытаний, он возвращается обратно, приобретя новые качества. Это описание соответствует обрядам, в разных формах существующим у всех народов.
В древности ребенку, чтобы стать взрослым, нужно было пройти испытание, символически «умереть» и «переродиться» новом качестве. На Руси, когда девушка выходила замуж, её «оплакивали» как покойную, так как во время свадьбы она «умирала» как невеста, обретая новый статус жены. Подобных переходов в жизни человека было много, их фиксировали в обрядовой форме. Описаний славянских ритуалов инициации не сохранилось, но их следы можно обнаружить в детских сказках.
Баба-Яга живёт на опушке — границе между обжитым миром людей и дремучей чащей. Лес для древних славян — место обитания духов, иной мир, куда обычному человеку путь заказан. Но именно туда нужно отправиться герою сказки, чтобы пройти испытания. Баба-Яга может помочь, одарив его волшебными предметами или указав путь. Таким образом, она становится проводником между миром живых и мёртвых. Именно поэтому у старой колдуньи костяная нога — ею она стоит в мире мертвецов.
Образ Бабы-Яги также отсылает к жрецам, проводящим обряд инициации. Непрошедший его человек изгонялся из общины, что означало верную смерть. В сказках умный главный герой, знающий особые слова, например, «ты сначала меня напои, накорми и спать уложи», проходит испытание и получает от колдуньи помощь. Фольклористы предполагают, что эта присказка отсылает к реальному обряду. Ребёнок должен был отправится в лес, к жрецам, где проходил определенное испытание. Справившийся с ним, он мог вернуться домой, получив статус взрослого.
В древности славяне хоронили мертвецов не в земле, а в специальных домах на высоких деревянных подпорках из цельных брёвен, напоминающих куриные ноги. Называли эти сооружения домовинами. В современном украинском и белорусском языках это слово сохранило значение «гроб».
Такой похоронный обычай подтверждает версию, что Баба-Яга — проводник в мир умерших. Домовины обычно строили на границе с лесом, чтобы небольшое окно смотрело в его сторону. От этого и присказка «Избушка, избушка повернись ко мне передом, к лесу задом».
Вероятно, желание Бабы-Яги отправить детей в печь, так же отсылает к древним обрядам. В XX веке археологи обнаружили рядом ритуальными печами древних язычников кости детей и младенцев. Ученые предположили, что многочисленные останки могут свидетельствовать о человеческих жертвоприношениях, впрочем, любые версии об этом являются догадками. Свидетельства о другом более мирном славянском обряде, связанным с печью, сохранились. Недоношенных и слабых детей часто «допекали» помещая в остывающую печь. Тепло действительно могло положительно сказаться на здоровье ребёнка. Обычно выполнить этот обряд приглашали бабку-повитуху, читающую заговоры, чтобы «сжечь» болезнь.
Сегодня о древних мифах, связанных с лесной колдуньей, известно немногим. Благодаря мультфильмам и сказочным фильмам родился новый образ Бабы-яги — сварливая, но весёлая и добрая старушка.
В 2004 году село Кукобой официально назвали родиной лесной колдуньи. Тогда единственной достопримечательностью Кукобоя был очень красивый храм Спаса Нерукотворного Образа, построенный в 1912 году в эклектичном русском стиле. Иногда посмотреть на церковь в село заезжали туристы, однако надолго не задерживались, уезжая сразу после осмотра постройки.
Инициативные сельчане стали думать, какой музей можно создать для туристов. Собрать большую краеведческую экспозицию не получалось — исторических данных о Кукобое совсем немного. Тогда обратились к фольклору и обнаружили, что местные дремучие леса по своим описаниям очень походят на сказочные чащи, где живет Баба-Яга.
Было принято решение создать сказочный фольклорный музей. Сегодня в селе открыта экспозиция, посвященная лесной старушке-колдунье и другим популярным персонажам: Кикиморе, Марье-искуснице, Лесовику и волшебному Медведю. Для туристов проводят интерактивные программы, знакомят Бабой-Ягой, предпочитающей отзываться на ласковое «Ягуся». Живет колдунья, как и полагается, в избушке на курьих ножках посреди соснового бора, которая по повелению хозяйки может крутиться во все стороны.
Дом Бабы-Яги
Это избушка на курьих ножках, где посетителей встречает сама хозяйка. Познакомиться с Бабой-Ягой можно в любое время года, но в самом лучшем настроении застать колдунью можно в день рождения, которое в селе с размахом отмечают 26 июня.
Музей Бабы-Яги
Экспозиция, посвященная Бабе-Яге и её сказочному образу.
Собор Спаса Нерукотворного Образа
Действующий храм, построенный в 1912 году на деньги купца Ивана Агаповича Воронина. Желая сделать что-то для родного края, меценат предложил жителям села построить железную дорогу или храм. Сельчане попросили о новой церкви, и Воронин выделил на её строительство огромную сумму — миллион рублей. Проект заказали у знаменитого архитектора Василия Косякова, проектировавшего Морской собор в Кронштадте. После революции резной иконостас и фрески были уничтожены. Однако внешний вид храма продолжает поражать туристов своей необычной красотой.
Музей Сказки
Экспозиция о русском фольклоре и сказочных персонажах.
Музей-усадьба Л.А. Костицына
Небольшой музей, посвящённый местному умельцу и талантливому резчику по дереву, находится в резном тереме, украшенном фигурками сказочных животных и кружевными наличниками. Посетить музей-усадьбу можно, обратившись в организацию «Кукобойская старина» по адресу: ул. Школьная, д.4.
Целебный источник
Рядом с селом находятся шесть источников с чистейшей водой, однако большая часть из них расположена в перелесках, куда сложно пробраться. Для людей доступен ключ в сосновом парке, считающийся целебным. В 1912 году новый храм в Кукобое освещал будущий патриарх Тихон, позже канонизированный, как исповедник. Освятил он и источник в сосновом бору.
Недалеко от Кукобоя находится небольшой город Пошехонье. Народная молва поселила в этом месте ещё одного сказочного персонажа, часто упоминающегося в одних сюжетах с Бабой-Ягой — Водяного. В Пошехонье протекают пять рек: Сога, Шельша, Пертомка и Троицкий ручей в центре города вливаются в Согожу. Для водного обитателя такое место идеально подходит, однако своей резиденцией, как у Бабы-Яги, Водяной пока не обзавелся.
Поклонникам красивых речных видов в Пошехонье побывать точно стоит. С набережной и городских мостов открываются прекрасные пейзажи. В центре городка прекрасно сохранилась старинная застройка, потому любителям тихих улочек, купеческих домиков и старинных церквей в Пошехонье точно понравится.
Колокольня Троицкого собора
С верхней площадки колокольни открывается необыкновенно красивый вид на город и слияние рек.
Торговые ряды
Сохранились с XIX века. Торговля здесь и сегодня идёт полным ходом: открыто множество небольших магазинчиков, в том числе местных производителей, например Пошехонского хлебозавода, где можно купить свежую выпечку и сладости.
Троицкий собор
Памятник архитектуры XVIII века. Построен на пожертвования крестьянина П.Т. Беловина в 1717 году, ещё до того, как село Пошехонье обрело статус города. В настоящее время разрушенное в советское время убранство храма активно восстанавливается и реставрируется.
Краеведческий музей
Экспозиция о истории и культуре Пошехонского края. Здесь можно больше узнать о старинных ремеслах, о производстве сусального золота, которым славились местные мастера, а также пошехонских анекдотах, прославивших городок на всю Российскую империю.
Музей «Топтыгин дом»
Небольшая экспозиция, посвящённая хозяину ярославских лесов — бурому медведю. Для детей в музее постоянно проводятся интерактивные мероприятия, конкурсы и мастер-классы.