Тарусу окрестили «русским Барбизоном» на заре XX века с подачи художников Василия Поленова и Василия Ватагина. Сначала город облюбовали художники, а за ними потянулись писатели и ученые. О творческом наследии, которое бережно хранится по сей день, рассказываем в нашей статье.
На самом деле Барбизон находится во Франции. Это реально существующая деревушка, которая в начале XIX века была очень востребованным местом для работы у художников-пейзажистов. Здесь жили и творили такие признанные мастера, как Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Диас де ла Пенья и Камиль Коро. Барбизон расположен в 50 км от Парижа на краю леса Фонтенбло — это одна из самых красивых деревень в регионе Иль-де-Франс.
В начале XIX века во Франции пейзажная живопись была строго ограничена эстетическим кодексом, поддерживаемым консервативной Французской академией. Художники и скульпторы проходили строгое обучение в неоклассической традиции, чтобы подражать художникам эпохи Возрождения и классической античности. В иерархии исторических сюжетов, признанной Академией, чистая пейзажная живопись не была отдушиной. В лучшем случае художники могли надеяться нарисовать идеализированную природу, вдохновленную античной поэзией. Грандиозные классицистические сюжеты художников XVII века Никола Пуссена и Клода Лоррена представляли собой другие приемлемые модели.
В 1816 году Французская академия ввела премию в исторической пейзажной живописи, присуждаемую каждые четыре года. Она позволяла ее лауреату жить и работать на вилле Медичи в Риме, и была адресована перспективным французским художникам, воспитанным в академическом каноне. Новая премия, задуманная, чтобы вернуть исторической живописи ее славу XVII века, вызвала безумный ажиотаж вокруг пейзажной живописи.
Молодые художники начали стекаться в Лувр, чтобы изучать голландские и фламандские пейзажи XVII века — натуралистическую традицию, давно укоренившуюся в Нидерландах. Выставка картин Джона Констебля на Парижском салоне 1824 года также заложила основу для этого нового жанра во Франции. В теплую погоду художники стали выезжать за пределы Парижа, чтобы работать на природе, посещая королевские парки Сен-Клу и Версаль и более отдаленные районы страны. Но ни одно место не было популярнее леса Фонтенбло. Он был прозван «филиалом Италии». Это почти 17 000 гектаров густых лесов, изрезанных лугами, болотами, ущельями и песчаными полянами. Суровые зимы и теплое лето в сочетании с обильными дождями способствовали росту разнообразных видов деревьев, что очень привлекало начинающих пейзажистов, особенно Теодора Руссо.
Лес окружали тихие деревушки, в которых жили дровосеки и скромные сельскохозяйственные рабочие. Именно в одну из таких деревень, Барбизон, художники приезжали начиная с 1820-х годов, рассчитывая на комнату и питание в недавно открытой гостинице Auberge Ganne. Auberge предоставлял жилье художникам, которые обычно отправлялись в близлежащий лес в теплую погоду и уезжали в парижские студии зимой. После однодневных экскурсий на природу художники собирались в Auberge Ganne, чтобы поделиться идеями, обсудить технические приемы и насладиться обществом друг друга. Годы спустя, уже вытесненные импрессионизмом, эти пионеры пейзажной живописи стали называться школой Барбизона.
Таруса, которая расположена в 160 км к югу от Москвы, была основана в 1246 году. В конце XIX и начале XX веков город и пышные лесистые берега реки были летним пристанищем для интеллектуалов и художников. В этих местах жили Марина Цветаева, Константин Паустовский, Виктор Борисов-Мусатов, Святослав Рихтер, Белла Ахмадуллина. Представители творческой интеллигенции собирались в доме советского учёного-агронома и коллекционера Николая Петровича Ракицкого, который занимался акклиматизацией растений из других климатических зон у себя на участке, собрав внушительную коллекцию.
«Нигде поблизости от Москвы не было мест, таких типично и трогательно русских по своему пейзажу, — объяснял феномен Тарусы писатель Константин Паустовский. — Недаром еще с конца XIX века Таруса стала городом художников, своего рода нашим отечественным Барбизоном. Здесь жили Поленов и тончайший художник Борисов-Мусатов, здесь живут Крымов, Ватагин и многие другие крупные наши художники. Сюда каждое лето приезжает на практику молодежь из московских художественных институтов. За художниками потянулись писатели и ученые, и Таруса сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки».
В советскую эпоху и сам город, и две православные церкви пришли в упадок. Спустя почти 20 лет Таруса, известная как «русский Барбизон» из-за концентрации художников, не уступающей в той самой деревней к югу от Парижа, снова стала привлекательным для туристов местом. Церкви были отреставрированы и вновь стали действующими.
Добраться до Тарусы можно на электричке с Курского вокзала до Серпухова, а оттуда сесть на автобус или такси.
Город сосредоточен вокруг Соборной площади. Можно начать прогулку с нее, посмотреть храм Петра и Павла, облицованный итальянской мозаикой фонтан, выставку-ярмарку с работами местных художников и купеческие торговые павильоны.
В центре много красивых зданий XIX века, а если подняться на холм, то откроется вид на Воскресенскую церковь XVII века, старейшее здание города. Чуть ниже находится часовня со святым источником.
Во время прогулки по набережной стоит подняться на Воскресенскую горку, найти место, где когда-то стоял этюдник Поленова, а также камень Марины Цветаевой.
Среди знаковых мест города, которые стоит посетить, — художественная галерея, известная коллекцией картин художника-авангардиста Эдуарда Штейнберга; музей-мастерская Эдуарда Штейнберга, где проводят экскурсии, лекции, мастер-классы и концерты; дом семьи Цветаевых, где выдающаяся поэтесса XX века Марина Цветаева проводила много времени; Мемориальный дом-музей Константина Паустовского; сад-дендрарий и дом-музей Н.П. Ракицкого с уличной картинной галереей.
Русский пианист Святослав Рихтер 50 лет назад возвел одно из самых ярких и оригинальных сооружений советских времен: строгую деревянную башню дачи, с которой открывается потрясающий вид на Оку и ее лесистые берега, с небольшим амфитеатром для выступлений. Ныне в его честь в Тарусе ежегодно проводится музыкальный фестиваль.
Если заказать обзорную экскурсию по городу, вы услышите истории жизни в этих местах известных людей. Кроме того, можно побывать в гостях у местных мастеров и посмотреть их работы.
На противоположном берегу реки Оки расположена музей-усадьба Поленово. Известный художник Василий Поленов долго искал место для строительства своего дома и, наконец, в конце XIX века выбрал это место, чтобы поселиться здесь с семьей. Все здания в усадьбе были спроектированы самим Поленовым, как и церковь Святой Троицы в близлежащей деревне Бехово. Музеем всегда управляли потомки художника. Там собрана прекрасная коллекция картин самого Поленова, его друзей и членов семьи.
Чтобы добраться до Поленово летом, можно переправиться на катере через реку. Зимой придется вернуться в Серпухов, сесть на поезд Москва–Тула до станции Тарусская и там поймать такси.
Оплачивайте поездки баллами: 1 балл = 1 рубль