Сельский туризм Гастротуризм Экотуризм Авиабилеты Отели Многодневные туры Фермы Добавить тур Журнал День на ферме Сертификаты

Предприниматель из Сочи возит на поля толпы туристов

Праздники
16 апреля 2024 г.

В 2014 году на высоте в 450 метров над уровнем моря в Сочи открылась ферма Инги Экзархо. Мы спросили у неё, как сделать из сельскохозяйственного предприятия модное пространство, не отказавшись от его главного предназначения.

Как появилась ферма

Решение открыть ферму возникло из интереса моей семьи к экологически чистым овощам. Достать их в городских условиях сложно, а мы хотели небольшое хозяйство, которое могло бы обслуживать нашу семью, а также тех, кто тоже ищет экологически чистые продукты в регионе.

В 2000-х мы с семьёй переехали из Москвы в Сочи, гектары тоже присмотрели тут же. Растения любят солнце, поэтому для фермы был обязательно нужен южный склон с максимальным количеством света в течение суток. Мы нашли подходящий участок у Мацестинской чайной фабрики, крупнейшего производителя чая в России, и арендовали его.

После Олимпиады 2014 года в регионе сняли мораторий на строительство, и мы приступили к обустройству территории. Начали с дороги — чтобы к ферме можно было легко добраться на машине. Управление хозяйством я взяла на себя — у меня уже был подходящий опыт. До переезда в Сочи я вместе с супругом руководила общепитом: знала, как работают кафе и рестораны, что такое гостеприимство — это очень помогло и в организации работы фермы.

Сперва мы выращивали овощи и фрукты, а затем стали заниматься разведением коз и коров, чтобы производить молоко, сыры и кисломолочные продукты. Также почти сразу появилось отделение конного спорта — я всегда очень любила лошадей.

Как ферма стала туристическим объектом

Заработать только на фермерстве в Сочи сложно. Весь корм для скота (сено, зерновые культуры) здесь — привозной. А для сыра нужно хорошее, жирное и высоко белковое молоко. Такое можно получить только если кормить скотину очень качественно.

На килограмм сулугуни нужно минимум 10 литров пригодного молока. Его оптовая цена в Сочи сейчас — 80 рублей. Получается, что только себестоимость молока для сыра — 800 рублей. С учётом остальных расходов, килограмм сыра у фермера просто не может стоить меньше 1000 рублей.

Мы сразу отказались от идеи продавать сыры в сетевых магазинах: это дорого и ненадежно. Вместо этого решили создать ситуацию, при которой покупатели сами будут приезжать к нам.

Мы получаем льготы как сельскохозяйственное предприятие, поэтому официально 70% дохода должно приходиться на производство, а 30% — на туризм. При этом, по моему опыту, для успешного ведения бизнеса соотношение должно быть другим: примерно 50 на 50. Чем больше туристический поток, тем больше вы будете производить товара, чтобы каждый гость смог получить удовольствие и что-то купить.

Как встречали первых гостей и придумывали развлечения

Нам хотелось, чтобы ферма гармонично смотрелась в ландшафте, но при этом была комфортным пространством. Первой на ферме появилась крохотная ротонда для чаепитий и дегустаций. Гостям понравилось, и мы стали работать над инфраструктурой дальше: обустраивать места для отдыха, проводить горячую воду, прокладывать дорожки, ставить скамейки.

Мы думали не только о том, как красиво встретить и накормить гостей, но и как развлечь. Больше всего внимания сразу получили наши лошадки. Самыми популярными услугами стали катание, выгул фалабелл (самые миниатюрные лошади в мире) и фотосессии с ними.

С прошлого года мы катаем и на воздушном шаре. Я была в нескончаемом восторге от красоты, которую увидела, когда шар впервые взлетел над фермой: и как он вписался, и насколько роскошно было смотреть с него вдаль на горы, море. Я однозначно поняла, что, раз это нравится мне, надо предложить воздушный шар всем остальным.

У нас сложились прекрасные отношения и с местными, и с Кавказом в целом. Много жителей из села Прогресс, где мы находимся, работают на нашей ферме, а кто-то просто постоянно приходит отдыхать семьями. Мы стараемся продвигать местные традиции по всей России: например, на последней выставке «Вкусы России» в столице предлагали москвичам молодой кубанский сыр в слоеном тесте на мангале.

Какие сложности с организацией туристического потока на рабочую ферму?

Случается, что туристы оставляют мусор или что-то ломают. Иногда это дети, а иногда и взрослые люди. Бывают некрасивые истории, когда гости приезжают с секаторами и режут плетущиеся розы — визитную карточку нашей фермы. Такой эгоизм удивляет, но даже в этом случае мы стараемся относиться к ситуации терпеливо и с пониманием: объясняем, что работаем над украшением фермы, которое будет радовать всех.

Другая сложность — привязка к сезону. За четыре летних месяца мы должны заработать денег, которых хватит на годовое содержание фермы. Конечно, гости приезжают и зимой, но их существенно меньше. Мы стараемся сделать наше место интересным в любой сезон: организуем ледяные горки для детей, предлагаем горячий чай, печём пироги. Однако у нас нет больших капитальных тёплых строений, в которых можно надолго расположиться, поэтому зимой активность так или иначе снижается.