Если посмотреть на географическую карту России, можно увидеть разветвленную сеть рек. Они обеспечивают доставку людей и грузов в разные части страны. Сезон речных прогулок к 1 маю будет открыт во всех городах с развитой речной навигацией.
О том, как развивался речной транспорт в России и что он представляет из себя сейчас, — в нашей статье.
В ХХ веке в европейской части нашей страны построили мощную Единую глубоководную систему (ЕГС). Об этом мечтал еще Петр I! ЕГС открыла новые возможности для развития торговли и укрепления экономических связей России со многими странами.
Уникальные судоходные сооружения возводились в прошлом веке в Сибири — на Оби, Енисее, Лене и т. д. Одновременно менялась и материальная база речного хозяйства. Так, были построены современные транспортный флот, дноуглубительные земснаряды (предназначены для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов. — Прим. ред.), обстановочные и специальные, в том числе экологические суда (они используют в качестве топлива сжиженный природный газ, аммиак или вообще ездят на электричестве).
Речной пассажирский транспорт в России активно развивался в предвоенные годы. Так, только в Москве в 1937–1941 годах за сезон перевозилось до 5 млн человек. Речные суда соединяли, в частности, Дорогомиловский мост с Заводом имени Лихачева (тогда — завод АМО).
В Советском Союзе между крупными городами курсировали суда на подводных крыльях «Ракета», потом — «Метеоры». Эти речные теплоходы работали на главных реках — Неве, Волге, Днепре, Оби, Лене, Амуре и других реках Сибири, а также Урала. Скорость до 66 км/ч позволяла довольно быстро транспортировать пассажиров между населенными пунктами. В 1990-е многие суда были проданы за рубеж, остальные списали в утиль. И речной транспорт превратился в экскурсионную экзотику. Например, остались популярны «Метеоры» в Санкт-Петербурге, на которых можно добраться до Кронштадта и Петергофа.
Регулярные речные маршруты в Москве перестали работать в 1991 году, но в 2018 году этим вопросом снова занялись. Сейчас активно развивается круизный отдых и теплоходные прогулки. В целом по России возрождается производство судов. Регулярные речные маршруты в Москве перестали работать в 1991 году, но в 2018 году этим вопросом снова занялись. Сейчас активно развивается круизный отдых и теплоходные прогулки. В целом по России возрождается производство судов. Так, в 2019 году в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Алексеева в Нижнем Новгороде запустили проект «Метеор 120Р», а в Зеленодольске (Татарстан) — проект «Метеор-2020».
Появились и новые маршруты. В Нижегородской области достаточно успешно функционируют регулярные пассажирские рейсы в Городец, Бор, Балахну и Чебоксары на суднах на воздушной подушке «Валдай 45Р». Судя по сухим цифрам, это не всегда рентабельно: например, в Чебоксары на автобусе ехать 3–4 часа, стоит это 550–950 рублей; на «Валдае» «лететь» 4 часа 30 минут и за 1,5 тыс. рублей. Однако пассажиры готовы потратиться на речную поездку: например, на 12 августа уже распроданы все билеты.
В Татарстане возродили рейсы на «Метеорах». Тут маршрутов немного, но они точно удобны: на речном транспорте из Казани до Болгара плыть 2 часа 20 минут, и стоит это 397 рублей, а на автобусе ехать почти 4 часа за 500 и более рублей.
В 2023 году президент России дал поручение правительству о развитии речного пассажирского транспорта. До 2035 года будет разработана маршрутная сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части России, определены основные пункты для посадки и высадки пассажиров, введены в эксплуатацию новые суда.
Сегодня общая протяженность судоходных путей России составляет 102 тыс. км.
Главные центры речного пассажирского транспорта для перевозок, круизов и речных прогулок — Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Нижний Новгород, Волгоград, Астрахань.
Отдыхайте с комфортом и остановитесь на несколько дней в любом городе, чтобы осмотреть достопримечательности на суше. Отличные варианты гостиниц и отелей можете найти здесь.
Круизный отдых на теплоходе становится национальным трендом на майские праздники. Маршруты рассчитаны на три–четыре дня с отправлением из Саратова, Самары, Казани или Нижнего Новгорода. Есть варианты посещения только одного или же сразу нескольких городов. Одно из самых популярных направлений на майские праздники — поездка в Волгоград.
Прогулки на теплоходах на несколько часов также пользуются особенной популярностью в мае. На борту всегда царит оживленная атмосфера: в течение всего дня работают клубы по интересам — с мастер-классами, тренировками, играми, а также детский клуб с командой аниматоров. По вечерам играет живая музыка и выступают артисты.
Теплоходные прогулки можно найти практически в любом городе на Волге: Ульяновск, Самара, Нижний Новгород, Казань. Также путешественникам будут доступны Дон, Азовское море, северные красоты Валаама и Кижей. Найти идеальный тур по городам России или отдохнуть после прогулки на одной из местных ферм можно с нашим сервисом Своё За городом.
Пассажирская навигация по Москве-реке в 2024 году возобновится 24 апреля. Для этого в столице подготовили к открытию 44 городских причала. Их очистили от остатков льда и снега, промыли лестницы, сделали облицовку стен и напольные покрытия. Где было необходимо, отремонтировали гранитные и бетонные основания, а также заменили изношенные причальные отбойники. Также обновили разметку и указатели движения на посадку и высадку для пассажиров.
Отправиться на речную прогулку можно с разных причалов. Самые популярные:
В Санкт-Петербурге речная навигация открывается 10 апреля 2024 года. Вместе с этим стартует и сезон разводных мостов. График останется прежним. Дважды каждую ночь будут разводиться Володарский, Дворцовый, Благовещенский и Тучков мосты. Остальные по одному разу.
Причалы для судов будут открываться постепенно. Например, причалы «Адмиралтейство», «Медный всадник» и «Петропавловская крепость» заработают 1 мая, а остальные — ориентировочно через неделю. Компании-перевозчики заранее открывают бронирование мест на своих судах.
Главные причалы и пристани Санкт-Петербурга:
«Метеоры» до Петергофа и Кронштадта отправляются из центра Санкт-Петербурга от Медного всадника (Сенатская пристань) и Эрмитажа (Дворцовая пристань) с 9:30 до 14:30 каждые полчаса по расписанию.
Идеальный вариант для выходных в Санкт-Петербурге — отправиться в тур по Финскому рубежу, а добраться до главных достопримечательностей можно на «Метеоре», наслаждаясь красотой вод Невы.
Открытие навигации легендарных судов на подводных крыльях «Валдай 45Р» в Нижнем Новгороде запланирована на первые числа мая. Старт зависит от паводковой обстановки и возможности установить причалы для судов.
Навигация начинается с прогулочных рейсов до Шуховской башни и обзорных — по окрестностям, а уже потом открываются продажи билетов на привычные регулярные маршруты из Нижнего Новгорода до соседних городов.
Кроме того, в 2024 году будет запущен новый маршрут пассажирских перевозок на судне «Метеор 120Р». Маршрут следующий: Нижний Новгород – Козьмодемьянск – Чебоксары – Казань – Ульяновск.
В 2024 году пассажиров будет ждать множество новых вариантов речных прогулок. Так, будут запущены экскурсионные маршруты в Балахну, Городец, Чкаловск, Павлово, Муром, Макарьево, Юрино и другие города.
Также организуют дополнительные рейсы до Казани — расписание на эти рейсы появится в конце мая. Они будут осуществляться трижды в неделю: во вторник, четверг и субботу. Время отправления — 6.00. Обратно можно уехать по средам, пятницам и воскресеньям.
Нижний Новгород ждет гостей на речные прогулки, например «Обзорный Нижний» на час: можно увидеть с воды «Дятловы горы», Стрелку, стадион «Нижний Новгород», борский мост, Нижневолжскую набережную, речной вокзал, Кремль и Чкаловскую лестницу.
Действующие пристани и причалы в Нижнем Новгороде:
Речная навигация для пассажиров в Казани стартует 27 апреля. Прогулочные рейсы планируется запустить в начале мае.
Первые ежедневные рейсы организуют по маршруту Казань – Печищи, Казань – Верхний Услон и в обратном направлении. 29 апреля запустят линию до Кзыл-Байрака. Теплоходы в Ульяновск и Свияжск начнут ходить 1 мая, сначала по выходным, а с 3 июня — ежедневно. Время отправления из Казани в Свияжск — 8:00, а обратно из Свияжска в Казань — 13:00. Путь займет 2 часа 15 минут.
С 4 мая также запустят скоростные суда до Болгара и Тетюш. До конца мая они будут курсировать только по выходным, а с 31 мая — ежедневно. Из Казани в Болгар и Тетюши суда будут отправляться в 8:00, а из Тетюш и Болгара — в 15:10 и 15:40 соответственно. С 17 мая еще откроют скоростную линию до Чебоксар.
Выбор маршрутов для круиза с отправлением из Казани огромный. Можно отправиться вверх по Волге до Нижнего Новгорода, Ярославля, Москвы или еще дальше — в Санкт-Петербург и Карелию, или вниз по реке — в Самару, Волгоград, Астрахань, Ростов-на-Дону.
Насладитесь отдыхом на воде или отправляйтесь путешествие по России вместе с сервисом Своё За городом. Выбирайте подходящий тур или отдых на ферме, освойте новые виды туризма и откройте Россию с новой стороны.