Ослепительно голубое небо куполом склонилось над Доном. В его вечном изгибе отражаются мирно плывущие невесомые облака. Раскаленная меловая земля, шуршащая под каждым шагом, пахнет разнотравьем и дурманит глаза своей белизной. С этой горы, находящейся на въезде в село Костёнки, видно всю красоту и мощь природы средней полосы России. Только здесь я вдыхаю не воздух, а щемящую сердце свободу, разлитую вокруг.
Это место олицетворяет собой историю. Историю нашей страны, историю цивилизации. Возможно, именно здесь тысячи лет назад стоял древний человек, и его сердце точно так же учащенно билось при виде этого великолепия, как и моё. Зелёные склоны гор, опаленные солнечными лучами, окружали его со всех сторон, словно образуя причудливую гигантскую корону задремавшего возле тихого Дона исполина.
Но не всегда Дон был тихим… Спустя тысячи лет за его берега велись ожесточенные бои. Ценой сотен жизней советских солдат удалось обратить в бегство войска противника, стремящегося захватить нашу родную землю. Еще долго на бревнах с облупившейся синей краской, из которых был построен наш дом, гордо висела красная звезда.
Сколько же повидало на своём веку это благословенное место? Я помню раскопки, идущие за стеной нашего старенького сарайчика. Диковинных размеров кости мамонтов, останки первобытных людей, предметы быта, украшения… А у нас на огороде много лет лежала чья-то пробитая каска, и долго-долго ребятишки играли не игрушечными, а настоящими патронами, разбросанными по территории всего села…
Костёнки – это одна из колыбелей человечества, это история, причудливое переплетение времён. Сколько миллионов глаз было обращено на здешние рассветы и закаты, на звёздное, простирающееся на много километров чёрное полотно бескрайнего неба? Здесь молились своим богам древние. Здесь молились за сыновей, ушедших на фронт, наши бабушки. Теперь здесь молимся мы, склонив голову над местом, где они обрели вечный покой. Жаль только то, что делаем мы это очень редко, наскоро собравшись сюда в свой единственный выходной.
Такой тишины, как здесь, нет нигде. Она густо окружает со всех сторон, обволакивает каждую клеточку души. Печали и беспокойства современного городского человека остаются где-то далеко за пределами села. Среди серых бетонных коробок мы начинаем забывать, как выглядят рассветы и закаты. Мы бесконечно мчимся в пустоту и не помним о том, что действительно важно. Душевное равновесие русского человека невозможно без единения с родной природой. Здесь же, забравшись на гору повыше, можно увидеть такие рассветы и закаты, каких мало в этом мире. Это скромная, но в то же время величественная красота, очищающая сердце и разум от суеты, поглотивших тебя серых будней. Это чистое золото, всполохи которого разливаются не только вокруг, но и текут по твоим венам. Здесь ты чувствуешь себя песчинкой Вселенной, но очень важной и ценной песчинкой, со своим личным океаном чувств, которые только здесь приходят в равновесие.
Меня очень радует, что это место продолжает жить. Сколько сёл и деревень ушло в небытие за последние десятилетия, а Костёнки существуют. В местный музей приезжают школьники и взрослые туристы. Здесь они обогащают свой разум, а затем отправляются на природу – обогащать и излечивать свою душу. Радуют глаз мирно пасущиеся изредка мычащие коровы, опасливо семенящие мимо куры, смешно выбрасывающие при ходьбе вперед лапы гуси, за которыми носятся внуки еще живущих здесь коренных жителей. Скрип колодцев, жужжание насекомых, пение птиц. А отойдешь чуть подальше от домиков – начинаются безграничные поля, монументальные балки, по склонам которых теперь катаются на квадроциклах, таинственные пещеры, будто приглашающие под свои своды путника, уставшего от долгой ходьбы под солнцем.
«Хорошо…» – единственное слово, которое крутится у вас в голове, когда вы сюда приезжаете. Костёнки всегда неизменно встречают вас своими распростертыми объятиями и вечным зеркальным изгибом тихого Дона, который своей мудростью учит наше сердце правильно жить.