Местность вокруг деревни Гжель в Московской области издавна славилась своими глинами. С XVII векавелась их промышленная добыча. Царь Алексей Михайлович Романов личным указом потребовал, чтобы гжельскую глину отправляли ко двору для изготовления аптекарских сосудов и посуды. Существование этого указа — подтверждение высокого качества гжельской глины как материала.
Славилась Гжель не только сырьем, но и местными ремесленниками, изготавливающими посуду, кирпичи, изразцы и детские игрушки. Изделия местных мастеров в те годы не имели сходства с привычным для нас гжельским промыслом.
Промысел начал формироваться лишь в начале XIX века, когда на территории Гжели нашли залежи белой глины. Тогда же появились первые промышленные заводы, производящие керамику.
XIX век стал для Гжели временем бурного развития, однако к его окончанию часть производств была закрыта из-за промышленного кризиса, охватившего страну. После революции гжельские заводы были национализированы, а их работа — остановлена. Изделия из керамики продолжали изготавливать кустарные мастера, сохраняя технику и знания, выработанные поколениями ремесленников.
После Великой Отечественной войны вГжели начали активно восстанавливать фарфоровые и фаянсовые производства. Тогдаже стиль гжельского фарфора, получивший известность ещё в XIX веке, закрепился окончательно, став визитнойкарточкой именно этой местности.
Роспись синего цвета по белой глине – техника, известная не только Гжельским мастерам. Изделия в подобном стиле создавали китайские, голландские, итальянские мастера разных эпох. Связано это было с техническими свойствами обжига белой глины. Долгое время была известна лишь одна краска, способная выдержать высокую температуру, не потеряв цвет – оксид кобальта.
Перед обжигом бело-синяя керамика имеет совершенно иной вид. Глиняное изделие покрывают раствором фуксина, проверяя, таким образом, нет ли в нём трещин. Их наличие может привести к взрыву заготовки в печи, поэтому каждый предмет тщательно проверяется на наличие брака. Если трещин не обнаруживают, то изделие отправляется к мастеру на роспись. Он расписывает прямо по слою фуксина, имеющему розоватый оттенок. Краска, которой создают рисунок, имеет черный оттенок. Потому во время росписи гжель выглядит розово-черной.
После завершения работы над рисунком, изделия окунают в жидкую глазурь, которая полностью скрывает роспись. В печь отправляется вещь чисто белого цвета. Но под действием высокой температуры, больше 1000 °С, глазурь становится прозрачной, глина белеет, а оксид кобальта приобретает знакомый голубой оттенок. Из печи достают привычную бело-голубую керамику привычного вида, блестящую от тонкого слоя глазури.
От старинной китайской керамики, португальской майолики и других видов бело-голубого фаянса и фарфора Гжель отличает стиль рисунка.
За традиционный облик гжельской керамики мы можем сказать спасибо конкретному человеку – историку искусства Александру Борисовичу Салтыкову. В 30-е годы XX века, он занялся изучением традиционных промыслов. А после войны стал руководителем завода «Всекохудожник» в селе Речицы, где начал возрождать производство традиционного гжельского фарфора. Им был выработан унифицированный стиль мазков и росписи, которого придерживаются сегодня все гжельские мастера.
Традиционный для Гжели рисунок – роза – был придуман художницей Н.И.Бессарабовой, в стиле мазкового рисунка, предложенного Салтыковым. Цветы, украшающие фарфоровые изделия, за счет техники росписи выглядят акварельными.
Современные мастера и производители Гжели бережно сохраняют традиции. Посмотреть на процесс создания знаменитого фарфора можно, приехав на экскурсию, на один из гжельских заводов. Можно поучаствовать в мастер-классе и на практике узнать о секретах и приемах местных мастеров.
Всё самое интересное и познавательное для вашего досуга смотрите в наших подборках рассказов.