Для русской живописи XIX века характерны две основные тенденции — академический классицизм и критический реализм, основоположниками которого считают передвижников. Противостояние этих противоборствующих течений оживляло художественную жизнь в России и, как следствие, провоцировало плюрализм. Считается, что Государственный Эрмитаж, музей Санкт-Петербургской Академии художеств, а следом и Русский музей были приверженцами академического направления, а вот учредитель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков тяготел к другому крылу живописи. Подробнее об их коллекциях и о том, где еще смотреть русскую живопись XIX века в Москве и Санкт-Петербурге, рассказываем в нашей статье.
Экспозиция базируется на коллекции, собранной в течение жизни московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым. Он приобретал только произведения русских художников, которые были его современниками. Он хотел не только помочь отечественным мастерам, но и собрать уникальную коллекцию. Третьяков изначально планировал сделать свое собрание общедоступным, а не заработать на нем. Благодаря ему появился первый в нашей стране музей национального искусства.
Сердце коллекции Третьякова, ее фундамент и слава — шедевры таких легендарных русских живописцев XIX века, как Василий Суриков, Илья Репин, Виктор Васнецов, Иван Крамской, Василий Верещагин, Василий Перов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Исаак Левитан. Академическое искусство ХIХ века занимало в собрании тоже довольно заметное место — особенно Павел Михайлович любил картины на евангельские сюжеты. Так, наиболее крупногабаритное полотно в коллекции — это «Явление Христа народу», или «Явление Мессии», Александра Иванова с шириной 5,4 и длиной 7,5 м.
Жемчужинами коллекции стали ныне хрестоматийный портрет Александра Пушкина кисти Ореста Кипренского, написанная в стиле присущих той эпохе конных портретов «Всадница» Карла Брюллова, «Неизвестная» Крамского, прославленный пейзаж Алексея Саврасова «Грачи прилетели», легендарная «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, несколько известных полотен Виктора Васнецова по народным сказкам, в том числе масштабнейшие «Богатыри», а также «Царевна-лебедь» Михаила Врубеля, которую он списал со своей супруги, и «Демон сидящий», вдохновленный поэмой Михаила Лермонтова «Демон» после создания к ней иллюстраций.
Загородные выходные в Москве:
До 6 апреля 2025 года в недавно открывшемся корпусе на Кадашёвской набережной впервые за минувшие полвека с подобным размахом экспонируется достояние передвижников. Его костяк сформировали ключевые фигуры в живописи второй половины XIX века — Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Архип Куинджи, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Василий Поленов, Исаак Левитан, Виктор Васнецов и другие. Прорыв передвижников в 1870–1890-е удачно синхронизировался с эрой «возмужания» собрания Третьякова, и их работы образовали фундамент.
Временная экспозиция демонстрирует и флагманские полотна, и малоизвестные картины этого течения. Всего выставлено примерно 150 творений из 15 музеев от 40 признанных мастеров, состоявших в Товариществе передвижных художественных выставок в разные периоды. Экспонируются такие сильные творческие высказывания, как «Неизвестная» Крамского, «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Над вечным покоем» Левитана, «Рожь» Шишкина, «Грачи прилетели» Саврасова и другие.
Отели Москвы:
Государственный Эрмитаж вырос из личной коллекции Екатерины II, которую она собирала с момента вступления на престол. Купленное искусство базировалось в особом флигеле основной императорской резиденции, который назывался Эрмитаж. Так и родилось название нынешнего музея. А флигель, с которого всё началось, ныне Малый Эрмитаж. Когда собрание разрослось, для него построили отдельное здание — Новый Эрмитаж. Он открылся в 1852 году. После революции 1917 года и национализации частных коллекций собрание Эрмитажа пополнилось и увеличилось четырехкратно. Сейчас музею принадлежит примерно 3 000 000 экспонатов.
Ядро русской живописи XIX века сформировали полотна из коллекции Историко-бытового отдела Государственного Русского музея, которые попали в Эрмитаж в 1941 году. Правда, большая часть не экспонируется, а находится в фондах. Но выставлены картины таких звезд той эпохи, как Василий Тропинин, Карл Брюллов, Алексей Егоров, Василий Перов, Константин Маковский, Иван Крамской, Илья Репин.
Читайте также:
Музей появился в 1758 году при активном участии графа И. И. Шувалова, а разместившаяся в его стенах уникальная коллекция со второй половины XVIII века предназначалась для просвещения студентов Академии художеств. Многие из выпускников стали впоследствии знаковыми фигурами для русского искусства XVIII–XX веков. Среди знаменитых учеников Академии — такие отечественные живописцы XIX века, как Орест Кипренский, Василий Тропинин, Сильвестр Щедрин, Карл Брюллов, Александр Иванов, Павел Федотов, Иван Крамской, Василий Суриков, Валентин Серов, Илья Репин, Михаил Врубель.
В музее можно посмотреть дипломные работы Брюллова, Сурикова, Репина, Врубеля. Из знаковых полотен русской живописи XIX века представлены «Вид на острове Валааме» Михаила Клодта, за которую во время обучения в Императорской Академии художеств его наградили малой золотой медалью, учебный эскиз Репина «Ангел смерти истребляет первенцев египтян», отмеченный малой серебряной медалью, портрет Марии Фёдоровны Андреевой, написанный учеником Репина Исааком Бродским.
Необычные экскурсии и агротуризм в Санкт-Петербурге:
Самый большой в мире музей русского искусства учредили по приказу Александра III. Фундаментом собрания послужили безвозмездно отданные музею произведения искусства из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также из личных собраний коллекционеров. Сейчас в распоряжении Русского музея свыше 440 000 экспонатов. Собрание иллюстрирует течения русского искусства, охватывая целое тысячелетие — с Х по ХХI век.
В числе картин, ставших базой для Русского музея при его создании, большая часть относилась именно к периоду XVIII — первой половины XIX века. Есть знаковые полотна Ивана Крамского, Василия Перова, Василия Верещагина, Ильи Репина, Виктора Васнецова, Василия Сурикова, Михаила Врубеля, Валентина Серова, Ивана Айвазовского. Так, в экспозиции представлены такие признанные шедевры, как «Бурлаки на Волге» Репина, «Витязь на распутье» Васнецова, «Степан Разин» Сурикова, «Девятый вал» Айвазовского.
Отели Санкт-Петербурга: